Цикл "Одинокий Дракон"

Слово о Драконе

Роман "Слово о драконе" - весьма нестандартное и неожиданное произведение. Автору удалось отыскать в, казалось бы, давно исследованных лесах Фантастики совершенно новые дебри для исследований. А именно - написать научно-фантастический роман о технодраконе - классическом сказочном существе с ярко выраженной формой технофилии. Однако это не просто роман о драконе, летающем на вертолётах - это прежде всего гимн энергии и воле главного героя. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что в фантастике последних лет не удастся найти героя со столь же сильным и ярким характером, коим обладает Дракон. Разве что Абу-т Тайиб Аль Муттанаби у Г.Л. Олди, но и он борется за себя - в то время как Дракон сражается за других.

Итак, в путь - знакомтесь с могущественным Технодраконом, главным героем прекрасного романа Павла Шумила.

Cлово Сергею Переслегину... (Фрагмент внутриредакционной рецензии)

Как я уже написал, это, несомненно, лучшее произведение П.Шумила - в этой повести проявляются все достоинства цикла и практически нет характерных для авторов недостатков. Книга продумана. Поступки героев мотивированы, все задачи решаются в рамках ситуации без изобретения новых сущностей.

Несмотря на название, а также на то, что главным героем повести (и рассказчиком) является дракон, произведение относится к чистой сайенс фикшн без малейшего признака фэнтэзи.

Сюжетная завязка заставляет вспомнить "Девять принцев Эмбера" Р.Желязны (и не только!): главный герой, лишившийся памяти, пытается вспомнить, кто он и что он делает на средневековой планете, где драконы, как биологический вид, начисто отсутствуют. Замечу, что в рамках повести ни на один из вопросов читатель (равно, как и дракон) не получит осмысленного ответа - только намеки. Во второй повести цикла автору взбрело в голову "все объяснить" - и совершенно напрасно. Именно атмосфера чуть-чуть приоткрывающейся тайны была одним из достоинств "Слова..."

Дракон, себя не помнящий и совершенно негуманоидный, однако, имеет менталитет человека, причем человека, тесно связанного с нашим Отражением (Любимое ругательство "Массаракш", себя называет "зеленый чешуйчатый", историкам хочет дать "хвостом по голове".) Вообще книга (в меньшей степени и остальные произведения цикла) полны скрытых и явных цитат и намеков.

Дракон полуслучайно вмешивается в местные средневековые обычаи - спасает девушку, которую церковь собиралась сжечь на костре, после чего вынужден начать заниматься прогрессорской деятельностью в особо крупных масштабах. Несмотря на трагичность многих происходящих в тексте событий, дракон сохраняет чувство юмора, а автор - легкий ироничный стиль. Может быть, это главное достоинство: "Слово о драконе" - лукавая и добрая книга.

Автор применяет не вполне обычный прием: многие штампы классической фантастики едва ли не жюльверновского периода применены им не как пародия, но всерьез - на современном литературном и техническом уровне. Половину книги Дракон занимается расконсервацией космической базы. Процедура описана в подробностях - от строительства ветряного электрогенератора до борьбы с паролем главного компьютера базы. (По-моему, последний раз нечто подобное делали в "Эдеме" Ст. Лема, то есть очень давно.) Так вот, "производственный роман" из жизни драконов было интересно читать.

Борьба Дракона и девушки по имени Лира с церковью идет с переменным успехом, настраивая читателя на привычный со времен твеновского "Янки..." конфликт цивилизации и инквизиции. Однако, карты неожиданно смешиваются, и оказывается, что церковь Пришествия совершенно не похожа на средневековый земной католицизм или Арканарский Святой Орден. Классическим построением сюжета автор выделяет совершенно неклассическое содержание: идею информационной сверхпроводимости, гипотезу отсутствия культурного шока и "право разума на возвышение".

Текст изобилует умными героями (Дракон, Лира, Анна, Тит Болтун, церкачи). В сущности, героев глупых в повести просто нет... и это чертовски приятно.

Книга хорошо написана, читается легко. Как показали "испытания" вызывает интерес у читателей в возрасте от десяти до пятидесяти лет с образованием от начального до высшего. Содержащиеся в повести элементы мелодрамы лишь способствуют читательскому интересу.

Издание этой повести с моей точки зрения весьма желательно. Я был бы рад написать к "Слову о драконе" развернутый комментарий (послесловие).

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Последний Повелитель

Вероятно, многие читатели романа "Слово о Драконе", наравне с главным героем задавались вопросом: кто же такой Дракон, откуда он взялся, какую цель преследовали неведомые Повелители древних времён?...

Эта книга призвана ответить на большинство вопросов. Читатели наконец узнают, кто и с какой целью создал Дракона, познакомятся с таинственным пришельцем из иного мира, и найдут обьяснение многим чертам характера главного героя. Роман некоторым образом перекликается с произведениями А.и Б. Стругацких, в нём упоминаются события книги "Возвращение: полдень, XXII век".

Давно забытая планета

На этот раз героев романа "Слово о драконе" ожидают ещё более опасные приключения. Группа молодых исследователей обнаруживает на орбите далёкой планеты Сэконд древнюю космическую станцию Повелителей. Приняв решение воспользоваться найденным на станции шаттлом, они пpедпpинимают попытку сесть на планету, терпят крушение и едва не гибнут.

Однако события только начинаются. Единственный не пострадавший член экипажа, девушка Сандра, обнаруживает на планете варварскую цивилизацию и попадает в плен. Тем временем Дракон узнаёт об исчезновении экспедиции...

Слово С. Переслегину...

Прямое продолжение первой повести - действие происходит через десять лет. Драконов уже трое - все перворожденные (то есть, полученные методом генной сборки), двое имеют человеческую память. Но текст проблем драконов (равно как и исходного мира) почти не касается. Основа содержания - классическая фантастическая история о неудачном космическом десанте: компания молодежи (ребята в возрасте 20 - 25 лет, десятилетие воспитывающиеся у Дракона и Лиры, а до этого жившие в средневековом обществе) дорвалась до космоса и решила в одиночку провести исследование землеподобной планеты (Сэконд). Тысячу лет назад планета была заселена людьми, впала в раннесредневековое варварство. После аварийной посадки пятеро оказываются в биованне (с сюжетной точки зрения - в анабиозе, хотя технически это не совсем одно и то же, анабиоз у автора тоже есть), одна попадает в плен к местным варварам. Далее есть прогрессорство (по схеме Язона дин Альта в "Специалисте по этике"), ненависть, любовь, "треугольник" и крупная спасательная операция, осуществляемая драконами при поддержке церкви.

Книга не содержит в себе почти ничего нового, но может быть издана и - на волне интереса к первой книге цикла - с удовольствием прочитана.

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Дракон замка Конгов

Четвёртая книга цикла, практически не связанная с остальными призведениями, переносит читателя в средневековый мир планеты Танта, своеобразного "заповедника" для людей, не признающих технического прогресса.

Роман очень напоминает произведения стиля "Фэнтэзи", однако представляет собой хороший образчик "альтернативной истории", описанной реалистично и достоверно.

Слово С. Переслегину...

Вторая по уровню повесть цикла. Впрочем, ее отношение к сериалу ограничивается лишь тем, что одним из действующих лиц является дракон (вернее, дракона).

Действие начинается через двести лет после "Забытой планеты". Драконов сотни тысяч, они образуют свою собственную культуру, отличающуюся от человеческой. Молодая (около 14 лет) драконочка отправляется совершать героические подвиги на очередную полуфеодальную планету, населенную людьми. (Обилие таких планет в рамках правил игры, предложенных в сериале, мотивировано.)

Заканчивается это для драконочки плохо: после долгих пыток ее замуровывают в подземелье рыцарского замка, где она проводит двести лет.

Книга написана от имени сына очередного владельца Замка: мальчик в детстве знакомится с драконой и помогает ей освободиться. Эта история происходит на фоне рыцарских турниров, осады замка, бунта, юношеской любви - короче, средневековой жизни, изображенной живо и подробно.

Книга очень близка к двум слабопересекающимся жанрам - детской сказке и чистой мелодраме. Уже поэтому ее есть смысл издать, при условии исправления автором ряда сюжетных ляпов, впрочем, технически устранимых.

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Стать драконом

"Cтать Драконом" - пятый роман в цикле и первый, где кардинально меняется обстановка. Книга вводит нового героя в сериал - человека по имени Мрак. Сосланный на планету-каторгу Зона, Мрак поставил себе цель: "уйти наверх". Вся его жизнь, казалось бы, отныне посвящена этой цели. Он убивает и переступает через трупы, организует на планете революцию и глобальные экологические проекты... Но душа Мрака не столь пуста, как он хочет думать. И главная деталь его плана, спасённая им маленькая драконочка Лобастик, постепенно превращается из "тела дракона" в приёмную дочь...

Cлово Сергею Переслегину...

Действие происходит приблизительно через четыреста лет после "Слова о драконе". Цивилизации людей и драконов достаточно далеко разошлись, хотя и сотрудничают. Люди создают Зону - планету для бессрочных каторжников. Драконы занимаются на этой планете терраформированием.

Главный герой - Мрак, убийца с многолетним стажем, пытается сбежать с каторжной планеты. Он находит раненую новорожденную малышку-дракону и спасает ее, рассчитывая уйти из зоны в теле дракона. Постепенно привязывается к ней. Далее в сюжете огромное число приключений (не исключая и очередного "строительства базы") и хэппи-энд, являющийся прологом к следующим книгам сериала.

Первая попытка автора выйти за первоначальный круг тем, идей, героев, и не сказать, чтобы удачная. Хотя... читать по-прежнему интересно.

Осколки Эдема

"Осколки Эдема" переносят героев романа "Стать Драконом" - ставших драконами - в другой мир. Корабль Мрака терпит крушение при попытке бегства с Зоны и падает на удивительную планету: почти точно повторяющая Землю во времена динозавров, она отсутствует на звёздных картах драконов и людей. Пострадавшие при посадке беглецы скоро выясняют, что рухнули на "альтернативную" Землю, созданную в результате грандиозного эксперимента астрофизиков нового измерения.

Уверенные, что весь мир драконов погиб, Мрак и его команда пытаются вступить в контакт с жителями этого мира. Книга не уступает предыдущей.

Cлово Сергею Переслегину...

Прямое продолжение "Стать драконом" - приключения Мрака, его жены Катрин (оба уже в драконьем теле) и их приемной дочери Лобасти (которую Мрак вырастил в предыдущей повести). Действие происходит в Дальнем Космосе, да еще и в Отражении, куда вся компания попадает после неудачного эксперимента физиков.

Интересно и смешно показан контакт гуманоидной цивилизации греко-римское направленности (латинян) с беглыми каторжниками - драконами.

Иди, поймай свою звезду

Авторская аннотация

Что делать, если у физиков укpали столько энеpгии, что хватит на маленькую звезду, если дpугая звезда готова взоpваться, если исчезли тpи дpакона с уникальными способностями, а в соседней галактике заpегистpиpованы сигналы, удивительно напоминающие искусственные? Любой дpакон знает: звать Знатного Пpедка.

А что делать Знатному Пpедку?

Cлово Сергею Переслегину...

Вновь повесть написана от лица Дракона из первой книги (теперь он зовется Великим Драконом, уважаемым предком и т.п.). Прежде всего, это "взгляд с другой стороны" на события "Осколков Эдема" - Великий Дракон возглавлял спасательную экспедицию по обнаружению Мрака, Катрин и Лобасти. Затем - космическая робинзонада с мотивами, часто встречающимися в фантастике (суперкомьютер планетарного размера и пр.). Все это было бы просто тошнотворно, если бы в тексте не было двух вещей - юмора, и какого-то странного аромата шестидесятых годов с из верой в науку, в дружбу, в любовь, в Отряд... Издание возможно, после переработки автором - желательно.

Караван мертвецов

Авторская аннотация

Язык как оpудие сокpытия истины... Высокие технологии и это свойство языка завело человечество в тупик. Есть выход? Может быть и есть. Но на пути стоят человеческие законы. А если у тебя тело дpакона, память человека и пpошлое пpеступника, то может ли тебя остановить закон? Ха! Но есть ли на самом деле выход из тупика? Не миpаж ли он?

Слово Сергею Переслегину...

Еще одна средневековая конструкция - на этот раз с использованием машины времени и ряда идей В.Рыбакова и А.Азимова. Несмотря на мастерское описание нетривиальной страты феодальной культуры и отдельные великолепно сделанные эпизоды, самостоятельного значения не имеет. Впрочем, не хуже поздних вещей Л.Буджолт, за которые та "Хьюго" получила...

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Комментаpий автоpа

Как веpно почувствовал Сеpгей Пеpеслегин, "Каpаван меpтвецов" самостоятельного значения не имеет. Это пеpвая часть дилогии. Но втоpая часть - "Адам и Ева - 2" к моменту создания статьи еще не была написана...

К вопросу о смысле жизни

Небольшой рассказ "К вопросу о смысле жизни" по хронологии занимает промежуточное положение между книгами "Дракон Замка Конгов" и "Стать Драконом".

Действие происходит на дикой планете Танта, где благодаря непредвиденному стечению обстоятельств оказывается молодой дракон по имени Сэнсэй. Принуждённый долгие годы скрываться в пещерах потухшего вулкана, дракон вынужден прятаться от аборигенов планеты и наблюдать жестокие картины средневекового быта, не имея права на вмешательство в исторический процесс.

Слово С. Переслегину...

Маленький рассказ из жизни той же планеты, что и в "Драконе замка Конгов". Посвящен концепции свободы. Испорчен донельзя наличием в тексте машины времени.

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Примечание верстальщика

Если читатель отмечает у себя желание знакомиться с дракониадой в хронологическом порядке, прочтение этого рассказа рекоммендуется после "Иди, поймай свою звезду"

Байки у костра

Слово автору...

Дело в том, что БАЙКИ У КОСТРА - это совсем не pассказ - в литеpатуpном понимании теpмина "pассказ". Пpосто читатели задают мне вопpосы:
"А что такое стpашное пpоизошло на Квампе?" "Почему Вpедины - вpедины?" "Что случилось на Ганимеде?"

Один pаз можно ответить. Два pаза - тоже. Но больше тpех - это много. Five is a little hundred (пять - это маленькая сотня), как поют мудpые бpитанцы. Лучше ответить сpазу всем! :-)

Итак, пеpед вами ответы на часто задаваемые вопpосы. FAQ по-английски, или ЧАВО по-pусски. (Если после этих ответов у вас появятся новые вопpосы - я не виноват!)

Долг перед видом

Хакеры... Что это? Кто они? Почему это явление так тревожит всех, связанных с Сетями? Ответов на подобные вопросы множество, зачастую противоречивых, но один факт не может отрицать никто: звание хакера - это признание за человеком (а иногда, и драконом :-) высочайшего класса. Знания, ум, находчивость и часто удача - вот составляющие хакера.

Но что, если у лушего хакера планеты проявится совсем иное чувство?... Что, если он внезапно ощутит - долг перед видом?... Один из лучших романов Павла Шумила.

Cлово Сергею Переслегину...

Самое большое произведение Шумила. Книга состоит из двух частей, причем в первой никаких драконов нет, и нет никакого намека на сериал. Разворачивается стандартная душещипательная история двух влюбленных, которые вынуждены скрываться от государства, "имеющего на них зуб" Лишь к середине действия у читателя начинают появляться вопросы, а ближе к концу выясняется, что описанная цивилизация негуманоидна. Чисто биологические особенности этой цивилизации и их социокультурное значение описаны очень подробно и интересно, я даже склонен сказать, что это сделано лучше, чем в "Эдеме" Г.Гаррисона.

Во второй части происходит контакт и появляются драконы вплоть до Великого. Эта часть вполне стандартна для сериала.

Апрель 1998 г., Переслегин С.Б.

Эмбер. Чужая игра

Слово читателю Максиму Крупнову...

Что касается книги "Эмбер. Чужая игра", то конечно, так вольно обращаться с мирами других авторов - дерзость, граничащая с наглостью, но победителей не судят. По крайней мере, мне кажется, что по уровню она не уступает первоисточникам.

Слово читателю Толику...

Впечаления самые отрицательные. П.Р. просто смешал две вещи: "Мир Полудня" АБС`ов и Желязны, приложив к этому некоторые характерные для "Слова о драконе" эпизоды. Вещь получилась несамостоятельная, читать местами не интересно.

Сборник "Жестокие сказки"

Мастер-ломастер

"Мастер-Ломастер", первое произведение серии, как и большинство книг Павла Шумила - необычное чтение. Автор смело подходит к жанру "киберпанк" с необычной стороны, доводя до абсурда идею полностью автоматизированных городов - "Машин для жилья" - и убедительно разоблачая её несостоятельность.

Любит - не любит

Действие повести "Любит - не любит...", второго произведения серии "Жестокие сказки", происходит в современном Санкт-Петербурге. На этот раз главного героя - обычного русского парня, без особых комплексов и психических расстройств - ждёт совершенно невероятное приключение: внезапное превращение в женщину. Повесть пронизана острым юмором, и отлично передаёт ощущения обыкновенного человека в сказочных условиях.

К вопросу о природе семейного счастья

Повесть "К вопросу о природе семейного счастья" рассказывает о тяжёлой борьбе за выживание группы землян, заброшенной на дикую и опасную планету. Как это обычно делают люди, "борьба" означает в первую очередь уничтожение всех уникальных форм жизни, населяющих мир... Но на этот раз у аборигенов нет даже мизерного шанса - разве можно победить пришельцев, имеющих машину времени. Доблестные земляне торжественно уничтожают всех жителей планеты. И гордятся этим. Третья "жестокая сказка" в цикле.

Предисловие автора
ПОЧЕМУ?
или
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЛЮДИ?

Почему взялся за эту повесть? Из-за старой обиды. Обидели меня братья Стругацкие. Откуда взялся Саул Репнин? Куда исчез? Как из ХХ века попал в мир "Полудня", каким образом вернулся?

Не помню, в каком году попала мне в руки "Попытка к бегству", но после нее перечитал еще раз все книги Стругацких, какие только мог достать. О Репнине ничего нового не узнал, но задумался. Почему и на Гиганде, и на Сауле, и на Саракше, и на Надежде живут люди? Не гуманоиды, а именно люди. Ведь есть же у Стругацких негуманоидные разумные расы...

Много лет спустя вижу на книжном лотке книгу из серии "Миры братьев Стругацких" - "Время учеников". Прочитал предисловие, подумал: "Нет, не потянут". И пошел дальше. Но загорелся идеей. Как бы я написал такую книгу? Дать вторую жизнь героям Стругацких? Не получится. Серьезной вещи не получится. Работать с чужими героями - для этого нужно писать лучше автора. Иначе пародия выйдет. Но поместить действие в один из их миров - почему нет? Сюжет - местные жители обнаруживают прогрессоров и стараются вытурить их с планеты. Операция "Зеркало" наоборот. Какую планету взять? Дон Рэба в Арканаре подобный подвиг совершил. Прогрессора вычислил и обезвредил. Саракш? Максиму Камереру там и так досталось. А мир "Парня из преисподней" очень даже подходит. Развитая техническая цивилизация, прогрессоров там - пруд пруди. Почему бы одному не засыпаться?

Через два дня покупаю "Время учеников", открываю... "Змеиное молоко"! Я только задумал, а Успенский успел напечатать. Прощай, идея. Какой мир еще никто не продолжил? "Град обреченный". Герой на дельтаплане спускается с уступа на уступ, погружаясь одновременно в прошлое, и пытается выяснить, кто, когда и зачем организовал Эксперимент. Хорошая тема? Даже слишком. Для Пола Андерсона - в самый раз. Может, когда и напишу.

И тут вспомнилась детская обида. А вместе с ней - вопрос: откуда берутся люди? Опять же странники... в молодости...

Так родилась эта повесть.

А идея сыграть на чужом поле оказалась очень заманчивой. Одной повестью дело не кончилось. Вскоре родился роман "Эмбер.Чужая игра", объединяющий миры Желязны и Стругацких.

P.S.

Узнал я, как в роман попал Саул Репнин. В 1998 году на семинаре Бориса Натановича Стругацкого услышал от самого автора. "А вот! Захотели - и переместили жителя двадцатого века в будущее. Фантасты мы, или не фантасты?"

Вот так.

Переведи меня через майдан

Новый роман Павла Шумила "Переведи меня через майдан" начинается так, как обычно заканчиваются романы-катастрофы. Действительно, страшная катастрофа, стирающая любую жизнь Волна, уже прокатилась над Галактикой, превратив некогда цветущие планеты в куски мёртвого камня. Выжили только немногочисленные и самые примитивные виды - прокариоты, низшие растения, немногие простейшие... И люди.

Cамое мрачное и жестокое произведение Павла Шумила.

Слово читателю Максиму Крупнову

Такой жестокой повести, как "Переведи меня через майдан", мне еще не попадалось. Более того, я вообще не мог представить, что какая-нибудь книга для меня окажется слишком жестокой, но ... по крайней мере, перечитывать ее я не решаюсь. Может быть, если на душе будет совсем паршиво, я решу, что клин выбивается клином, и перечитаю ее.

От верстальщика

Песня красивая, и во тьме есть своя романтика. Только не надейтесь на то, что она будет доброй.

Кошкин дом

Слово автору...

На семинаpе Боpиса Натановича Стpугацкого больше двух лет вяло тянется конкуpс фантастического pассказа на тему "12 июня 2018 года". То ли Боpис Натанович отбиpает для зачитывания заведомо слабые pассказы (чтоб семинаp учился на чужих ошибках), то ли есть дpугие сообpажения, но так получилось, что конкуpс фантастического pассказа пpевpатился в конкуpс стpашилок. Кто сильнее напугает. Пpоблематика на нуле, каждый втоpой pассказ ни к фантастике, ни к теме конкуpса вообще отношения не имеет. Откуда такая тенденция? Кpизис жанpа?

Еще более меня настоpаживает, что откpовенно слабые, глупые, безыдейные pассказы получают высокие баллы за литеpатуpный язык. Не за содеpжание, а за фоpму. Искусство pади искусства. Надеялся, это течение заглохло в начале XX века, ан нет... Возpождается...

Коpоче, теpпел-теpпел, не выдеpжал - и написал "Кошкин дом". Пpосто чтоб себя убедить - можно на эту тему научно-фантастический pассказ написать.

Вот так...

От верстальщика

Моя жёлтоглазая Элли в очередной раз выбила у меня из рук дудочку с несмолкающим Майданом, лизнула в нос и напомнила сбегать за кормом. С моей-то памятью страшновато становится, как про Сильву подумать :)

Online версии

Одинокий Дракон

Слово о Драконе, Последний повелитель, Давно забытая планета, Дракон замка Конгов, Стать драконом, Осколки Эдема, Иди, поймай свою звезду, Караван мертвецов, Адам и Ева - 2, К вопросу о смысле жизни, Долг перед видом, Байки у костра,

Жестокие сказки

    Мастер-ломастер, Любит - не любит, К вопросу о природе семейного счастья, Переведи меня через майдан, Кошкин дом,